imunro

03.06
13:10

очень длинно.


Книга Марины Москвиной «О бесконечной любви и быстротечности жизни», увидевшая свет в 2009 году, состоит из четырех частей (можно назвать их повестями): «Между нами только ночь», «Зеленые горы и белые облака», «Люблю тебя восемь дней в неделю» и «Остров». Все они были напечатаны в журналах «Знамя» и «Дружба народов», которые так уважает и любит Москвина, за несколько лет до того, как были собраны в одну книгу. Каждая из повестей – рассказ о значимом для автора человеке или событии. Интересно то, что Москвина строит всю книгу на обращении к детским и юношеским воспоминаниям. Думаю, это и объединяет все четыре повести в одну – они иллюстрируют взросление писательницы, ее развитие и изменение. Можно говорить о том, что в книге существует две Москвины-повествовательницы: одна – это зрелая женщина, которая ведет рассказ, вторая – маленькая девочка (или девушка), являющая собой второе «Я» писательницы и целиком состоящая из детских воспоминаний. Периодически на первый план выходит Москвина-взрослая, и тогда в книге появляются адекватные для взрослого человека рассуждения. Именно так рассказывает Москвина об общине для умственно отсталых детей «Вера и свет» в главе под названием «Красная лошадка» повести «Люблю тебя восемь дней в неделю». Этот небольшой рассказ наполнен неподдельной теплотой, любовью к детям из общины, обидой за то, как к ним относится общество и верой в лучшее – чувствами, которые испытывает Марина Львовна-взрослая, стремящаяся как-то помочь, что-то исправить. Когда же на первый план выходит Марина Львовна-девочка, картина меняется. Пространство повествования сразу сужается до детского мира самой писательницы: здесь уже нет заботы о других людях, стремления к рефлексии и осознанию. Перед читателем предстает эгоцентрический взгляд на мир, так присущий детям: меня интересует только то, что важно мне. В таких эпизодах все многообразие окружающего мира превращается для Москвиной в средство выразить себя, собственный внутренний мир, настроение и мироощущение. Особенно интересна в этом плане вышеупомянутая повесть «Люблю тебя восемь дней в неделю». В ней автор рассказывает о Париже в ее жизни. Парижем повесть начинается, Парижем же и заканчивается. Через Париж Москвина повествует о собственном взрослении.Детство, для Москвиной пришедшееся на 60-е годы, состояло в искреннем восхищении Францией: «В 60-ых годах все с ума сходили по Франции, Парижу…Это была какая-то несбыточная страна, где можно дышать легко и свободно, вечно что-то насвистывать, говорить «о-ля-ля!», ночевать в слоне, как Гаврош, на площади Бастилии…». Москвине удается через отношение поколения передать ее личный внутренний мир того времени. Ведь для нее Париж в 60-е годы – не что иное, как волшебное королевство, детская мечта о прекрасной стране, населенной необыкновенными людьми. Старше становится Москвина-девочка – старше становятся и ее «парижские приключения». От восхищения французскими шансонье и восторга от автографа Ива Монтана, Москвина приходит к восхищению всему иноземному. В ее жизнь вторгается стремление к путешествиям, познанию новых стран. Мотив странствования, путешествия, образ новых стран и людей вообще очень важен для творчества Москвиной. Практически все ее книги, так или иначе, содержат этот мотив, что лишний раз доказывает, что Москвина – детский писатель, взрослая женщина, по-прежнему хранящая в себе ребенка. Юношество сменяется зрелостью, и теперь Москвина-взрослая отправляется в Париж. Однако она все-таки сохранила в себе Москвину-ребенка, поэтому и рассказ о ее поездке в Париж выглядит так, будто ведет его именно ребенок. Хрестоматийные парижские образы: Нотр-Дам де Пари, Лувр под взглядом Москвиной преображаются – она видит в них отголоски собственного детства. Знаменитые Луврские картины вызывают у нее воспоминания о детских энциклопедиях, а Эйфелева башня напоминает о детских подарках из Парижа – носовых платочках. Да и причина поездки во Францию – международный фестиваль книги в Узешере, тоже связана, скорее, с Москвиной-ребенком. Она и едет-то только за тем, чтобы помогать нести мужу сундук с авторскими, ручкой работы, книгами. А описание самого фестиваля уже точно – детское: она видит пирожные и разношерстную толпу, замечает взгляды людей и выражения их лиц, но не дает ни одного полного и связного описания. Восторг, звучащий в каждом кусочке текста, может принадлежать лишь ребенку. Москвина-взрослая смотрит на мир глазами Москвины-ребенка, но порой все-таки берет над ней верх. Особенно ярко это видно в эпизоде с покупкой Красной лошадки. Детский восторг от игрушки сменяется вдумчивой рефлексией: «Красная лошадка, сшитая «на живую» черными нитками, неказистая, скособоченная, вышитые глазницы без зрачка, вся ее амуниция скручена из пеньковой веревки, конский хвост натуральный, сплетенная грива – это какое-то вечное искусство, напоминающее искусство кроманьонца….От этой лошадки веяло бесконечностью». Именно через эту лошадку Москвина придет к рассуждению об умственно отсталых детях – эпизоде, точно принадлежащем Москвине-взрослой. По ходу всей книги Москвина-взрослая и Москвина-ребенок словно переплетаются, порой их очень сложно отлить друг от друга. Причина этого – в том, что обе они уживаются в Москвине-настоящей, Москвине- писателе. Она удивительным образом сочетает в себе детскую наивность и взрослую мудрость. «Каждый шаг становится путешествием, когда ты рядом с Мариной. Обычный каштан, поднятый из вороха листьев, на ее ладони превратиться в красавца. Незаметное – в сияющее на всю катушку. Ведь это и есть талант – влюбляться во все и во всех: в цветущую яблоню, в небо, в боярышник, в первого встречного. Марина Львовна– большой специалист по влюбленности в жизнь. Я бы даже сказала: это ее основная работа», - пишет в предисловии к книге Марины «Увеличительное стекло» Ю. Говорова. И мне кажется, феномен Марины Москвиной в этом как раз и заключается: этой удивительной 56-летней женщине удалось остаться ребенком. Интересное восприятие мира ее повествовательницами. В людях она (как и всякий ребенок) замечает только самые важные для нее детали, герой подается читателю через самые важные его привычки и любимые вещи. Например, первые слова Марины о своем брате – «живет он один с двумя попугаями». Москвина постоянно возвращается в свое детство. Она гуляет по родным местам, встречает важных для нее маленькой людей, осуществляется свои детские мечты…Думаю, можно говорить о том, что «О бесконечной любви и быстротечности жизни» - книга не столько автобиографическая, как может показаться в начале, сколько говорящая читателю о том, как важно суметь сохранить в себе ребенка, насколько важно не забывать о собственном детстве. В этих повестях Марина Львовна стремится донести до читателей еще и свою точку зрения на искусство: только тот, кто сумел сохранить в себе ребенка, способность видеть прекрасное во всем, и во все влюбляться, может стать настоящим Художником. И для нее не важно, будет ли этот Художник создавать странные книги, как ее муж в повести «Люблю тебя восемь дней в неделю», дрессировать собак, как бывший возлюбленный Леонтий в повести «зеленые горы и белые облака», или собирать всяческие редкости как коллекционер Саша в повести « остров». Для Москвиной важно само отношение к жизни, позволяющее видеть чудеса там, где их не видит взрослый человек, радоваться тому, чем взрослый человек радоваться не станет и помнить то, что взрослый человек выкинет из головы.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки